По будням с 8 до 18 часов
Обратный звонок
Интересные факты из истории возникновения и развития дорожных знаков

Интересные факты из истории возникновения и развития дорожных знаков

Путь человечества от первых зарубок на деревьях до современных знаков был непростым и занял столетия. Препятствием к созданию общей системы дорожных указателей стало нежелание отдельных государств расставаться с собственной системой.

Заказать знаки дорожного движения можно здесь

Своим появлением сегодняшние знаки обязаны первобытным путникам, которые оставляли метки на деревьях. Они помогали выбрать направление, пройти, не заплутав, через заросли. Засечки и сейчас можно встретить в лесу, а место на дороге уверенно заняли металлические указатели.

Начальный этап эволюции знаков: от зарубки на дереве до верстового столба

Облеклись в более или менее конкретную форму указатели в III веке до н. э. Родоначальниками нововведений стали римляне. Они сооружали мильные столбы из камня. Их называли вехами. Объекты представляли собой колонны в форме цилиндра высотой 1,5-4 метра и диаметром 50-80 см. Указатели хорошо были видны наездникам и людям, сидящим на повозках.

Столбы устанавливались на кубическом основании, которое углублялось в землю на 60-80 см. Весили мильные камни больше 2 тонн. На указателях высекалась информация о расстоянии до Рима. В верхней части столба писались сведения об имени императора, по указу которого создавалась и ремонтировалась дорога.

Похожие каменные изваяния появились в России в XVI веке. Они назывались верстовыми столбами. Конструкции содержали сведения о расстоянии до ближайшего города. Дороги с указателями назывались столбовыми.

Появление разнонаправленных знаков

С развитием дорожной инфраструктуры расширялось назначение указателей. В Средние века их стали устанавливать на перекрестках дорог, ведущих к городам и селам. Большой вклад в распространение разнонаправленных знаков внес в 1686 году король Португалии Петр II. Он издал закон, обязывающий размещать конструкции на узких улочках Лиссабона. Указатели должны были показывать участникам движения тех, кто должен уступить дорогу.

Зарождение новых предупреждающих функций знаков

Похожие на сегодняшние указатели появились в конце 1870-х годов. Конструкции приобрели новую функцию: предупреждения участника движения об опасных местах на дороге. Они устанавливались для велосипедистов, путешествовавших на значительные расстояния. Новые знаки сообщали о расстоянии, направлении маршрута, крутых холмах впереди и других препятствиях.

Появление дорожной знаковой системы

Появление автомобилей заставило население всерьез задуматься о разработке единого комплекса вывесок, включающих в себя не только текстовые сообщения. Впервые системно подошли к проблеме сотрудники итальянского туристического клуба Touring Club Italiano. В 1985 году они создали целый комплекс индикаторов высотой около 3 метров. Информационная панель изготавливалась из чугуна. Фон указателей был бирюзовым. Сообщения и изображения писались белыми буквами. В 1897 году по всей Италии на важных перекрестах появились первые 100 металлических свай с новыми указателями.

Примечание. Изготовление железных знаков стало возможно с открытием в конце XVIII века быстрого и простого способа выливания чугуна в песочных формах. Технология позволила увеличить объемы производства и снизить себестоимость металлических изделий. Автором нового метода считается английский металлург Абрахам Дарби.

С проблемой отсутствия общей маркировки в начале XX века столкнулись все государства. О создании единой системе заговорили на совещаниях в Лондоне, Вене, Женеве, Париже. В 1909 году во Франции прошла международная конференция по проблемам дорожного движения. По результатам мероприятия было принято соглашение, которое подписали 16 европейских стран (среди них были Австрия, Россия, Великобритания, Франция). Документ унифицировал первые международные указатели: «неровная дорога», «опасный поворот», «ж/д переезд со шлагбаумом», «перекресток». Для нанесения символов использовался черный или синий фон.

Примечание. С 1945 года большую часть указателей стали делать из листового алюминия со светоотражающими пластиковым покрытием, обеспечивающим хорошую видимость знака в периоды низкой освещенности.

Торжество систематизации

Дальнейшая работа над созданием единых дорожных знаков велась с 1926 по 1949 годы. Не все страны были готовы отказаться от символов, применяемых внутри государства. Не раз представители мировых держав собирались на конференцию. Настоящим торжеством единообразия можно считать Венскую конвенцию, которая прошла в 1968 году. Сторонам переговоров удалось найти компромисс между европейской и американской знаковыми системами. Соглашение подписали 68 стран, в числе которых были СССР, Япония, Китая, Великобритания, США. Принятая система легла в основу советского ГОСТА 10807-71. Стандарт содержал 105 видов указателей, которые вполне узнаваемы современниками.

Примечание. Согласно подписанной в Вене конвенции страны могут использовать рекомендуемые образцы. Но не запрещено применять и национальные символы. Именно поэтому путешественники встречают в разных странах оригинальные знаки. К ним относятся индикаторы типа «Осторожно, дети», «Школа», «Животные».

Сегодня участники движения не испытывают трудности с ориентацией на дороге в большинстве стран. Но разработка нового поколения знаков вновь поставила вопрос об их систематизации. Речь идет об электронных дисплеях, на которых можно менять символы. Еще одним средством передачи информации стало появление инфракрасных звуковых вывесок RIAS. Их разработкой занимаются в Smith-Kettlewell Eye Research Institute. «Говорящие» знаки создаются для ориентации на дороге слабовидящих, слепых, неграмотных людей. Недостаток новых указателей заключается в дороговизне. Поэтому чаще всего для оформления транспортной инфраструктуры используют недорогие металлические конструкции.

Заказать знаки дорожного движения можно здесь